Опубликовано: 19.05.2022
Тезисы по проведению референдума

Тезисы касательно вопросов проведения референдума Глава государства последовательно реализует ряд политических реформ (закон о мирных собраниях, выборное законодательство, закон об УПЧ, реформа суд.системы).

В текущем году в своем Послании Президент инициировал масштабные политические реформы, связанные с обновлением политических институтов. Данные реформы требуют, в первую очередь, изменений в Конституцию, потому что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории РК.

В этой связи Распоряжением Президентом создана рабочая группа из юристов – государственных деятелей и ученых, которая в апреле текущего года представила проект поправок в Конституцию.

Проект поправок в соответствии со статьей 91 Конституции рассмотрен Конституционным Советом, которым дано положительное заключение 4 мая т.г.

В соответствии со статьей 91 Конституции есть 2 пути принятия поправок в Конституцию: через республиканский референдум, то есть через всеобщее голосование, либо через Парламент.

Президент принял решение о вынесении проекта поправок в Конституцию на референдум, поскольку именно этот путь свидетельствует о развитости демократических институтов. Примечательно, что до этого сама Конституция Казахстана была принята на республиканском референдуме в 1995 году, однако поправки в него вносились через Парламент.

В этой связи в соответствии с Конституционным законом «О республиканском референдуме» 5 мая т.г. Президент издал Указ о проведении республиканского референдума 5 июня т.г.

Референдум проводится на основе таких принципов как добровольность участия в референдуме и свободное волеизъявление граждан, всеобщее, равное и прямое право граждан на участие в референдуме при тайном голосовании и гласность.

В референдуме имеет право участвовать любой дееспособный гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста (не имеют право участвовать недееспособные и лица, находящиеся в местах лишения свободы).

Подготовка и проведение референдума будет осуществляться Центральной избирательной комиссией и соответствующими территориальными и участковыми избирательными комиссиями, которые будут выполнять функции комиссий референдума. Сейчас Центральная избирательная комиссия формирует список лиц, имеющих право участвовать в референдуме.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме (пункт 2 статьи 31 Конституционного закона «О республиканском референдуме»).

На референдум будет вынесен 1 вопрос – принятие поправок в Конституцию. Если большинство населения в 11 регионах проголосует «ЗА», то поправки будут считаться принятыми. Если данный показатель не будет достигнут, то поправки будут считаться непринятыми. Почему именно 11 регионов. По закону «О республиканском референдуме» поправки в Конституцию считаются принятыми, если за него проголосовало большинство населения в 2/3 регионов (города республиканского значения, столица, области). Учитывая, что сейчас в Казахстане 17 регионов (Указ о создании 3 областей - Абайской, Улытауской, Жетысуской будет введен в действие с 8 июня т.г.), то 2/3 от этих 17 регионов составляет 11 регионов.

В этой связи, принятие поправок в Конституцию полностью зависит от воли народа.

Порядок проведения республиканского референдума

6 мая т.г. Центральной комиссией референдума утвержден план мероприятий по проведению республиканского референдума по поправкам в Конституцию.

В целом порядок проведения референдума аналогичен порядку проведения выборов и выглядит следующим образом.

Составы территориальных и участковых комиссий референдума, сведения о месте нахождения и времени работы комиссий должны быть опубликованы в СМИ не позднее 15 мая. Агитация начинается с 6 мая и завершается в 00:00 часов 4 июня. С 20 мая граждане могут проверить свои имена в списке граждан, имеющих право принять участие в референдуме, на участках, образованных по месту жительства граждан.

О времени и месте голосования участковая комиссия референдума должна оповестить граждан не позднее, чем за 10 дней до дня голосования (до 25 мая включительно).

Процесс голосования на референдуме в день голосования планируется с 7 часов утра до 20 часов вечера по местному времени.

Голосование будет проводиться по бюллетеням, выдаваемым зарегистрированным гражданам. Голосование тайное, в кабинке для голосования. Для голосования будет предложен один вопрос – «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Варианты ответов – «За» или «Против».

При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 29 Конституционного закона «О республиканском референдуме» гражданин при голосовании ставит любую отметку в пустом квадрате справа от варианта ответа, за который он голосует.

В то же время бюллетени, в которых отмечены все предложенные варианты ответов, будут признаваться действительными. Однако такие бюллетени не будут учитываться при голосовании.

На подсчет голосов и определение результатов голосования предусмотрено два дня.

Итоги референдума должны быть опубликованы в течение семи дней после голосования.

Тезисы касательно проекта изменений в Конституцию

Теперь о самих поправках. Проект поправок в Конституцию предусматривают 12 блоков поправок.

Первое. Провозглашение земли, ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов – собственностью народа. От имени народа право собственности осуществляет государство. Это окончательно ставит точку в вопросе, кому принадлежат данные ресурсы. Государственные же институты лишь управляют от имени народа этими ресурсами.

Необходимо учитывать, что ни в коем случае это не затрагивает режим частной собственности на землю, то есть, земля, находящаяся в частной собственности, будет и дальше в частной собственности.

Также, следует отметить, что схожий режим, идея, имеется в Конституции касательно власти. Власть, по Конституции, принадлежит народу. Однако народ осуществляет свою власть через государственные институты.

Второе. Отмена смертной казни. Вопрос отмены смертной казни в Республике Казахстан решался поступательно.

С 2003 года в целях дальнейшей гуманизации уголовной политики государства Указом Президента Республики Казахстан введен мораторий на исполнение смертной казни.

Далее в январе 2021 года Казахстаном был ратифицирован Второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

Уголовный кодекс РК содержал 17 составов, позволявших применить смертную казнь как меру наказания.

В декабре 2021 года принят Закон по вопросу отмены смертной казни. Из уголовного законодательства Республики Казахстан исключены все положения, позволяющие использовать смертную казнь как вид наказания. Кроме того, исключена оговорка о возможности применения Республикой Казахстан смертной казни в военное время.

Теперь же этот вопрос окончательно решается в Конституции.

Данный шаг свидетельствует о приверженности Республики Казахстан демократическим ценностям и идеям верховенства права.

В дополнение целесообразно отметить, что в ряде развитых стран запрет о применении смертной казни также установлен на уровне Конституций, к примеру, в европейских странах это Франция, Нидерланды и др.

Третье. Возможность применения принудительного труда по решениям судов об административном правонарушении. На сегодня, вы знаете, принудительный труд, то есть, общественные работы применяются как наказание за уголовные правонарушения.

Однако, как показывает мировой опыт, мелкие административные правонарушения так же могут наказываться общественными работами. Вы, наверняка, наблюдали, как люди зарубежом выполняют общественные работы за какое-либо хулиганство.

Такая же модель может быть применена у нас. Таким образом, к примеру, за загрязнение мест общего пользования, можно будет привлечь человека к общественным работам.

Это может стать более эффективным как для общества, так и для самого человека, нежели штраф в 5 МРП. Особенно в отношении неплатежеспособных нарушителей, чтобы нагрузка не падала в конечном итоге на семейный бюджет.

Это, на самом деле, показывает зрелость общества и готовность к переменам. Если соответствующая поправка будет поддержана, начнется работа по сбору предложений по пересмотру санкций КоАП, где целесообразно такую меру взыскания внедрять.

Четвертое. Ограничения, связанные с должностью Президента.

1) Предложено установить ограничения для близких родственников Президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи, с целью исключения возможности использования родственных связей для занятия влиятельных должностей в государстве, озвучено предложение по установлению на конституционном уровне запрета на занятие близкими родственниками Главы государства руководящих должностей в государственных и квазигосударственных структурах.

Более подробно хочу остановиться на вопросе, кто у нас в соответствии с законодательством отнесен к близким родственникам и какие должности не смогут занимать близкие родственники Президента.

Так, законодательством (Кодекс «О браке (супружестве) и семье») к близким родственникам отнесены родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Между тем, законодательство о противодействии коррупции также устанавливает ограничения для свойственников, то есть близких родственников супругов.

В свою очередь, Указом Президента определен Реестр должностей политических и административных государственных служащих, к которым отнесены руководители госорганов, руководители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, их заместители, акимы, и, чрезвычайные и полномочные послы и другие.

К квазигоссектору у нас относятся организации, участником которых выступает государство, к примеру, государственные предприятия, национальные управляющие холдинги, национальные компании и др.

Таким образом, в случае, установления соответствующих запретов на законодательном уровне, к примеру, брат, сестра, дети Президента не смогут занять руководящую должность в таких нацкомпаниях как «Самрук-Казына» или «Байтерек», стать акимом области или занимать политические должности в государственном органе.

Учитывая изложенное, предполагается, что возможность занимать какие-либо руководящие должности в госсекторе будет зависеть от двух факторов: наличия близкородственных отношений, определяемых законов, и отнесения должности к категориям, определенным в Конституции. Разумеется, что действие запрета возможно при полном совпадении этих двух условий.

Кроме того, следует учитывать, что данный запрет будет иметь силу только в период исполнения полномочий Президента.

2) Ограничение для Президента состоять в политической партии на период осуществления своих полномочий.

При анализе данной проблемы необходимо исходить из того, что в Конституции Республики Казахстан, а также в законах «О политических партиях» и «О государственной службе Республики Казахстан» данные вопросы не урегулированы. Существующий пробел позволяет совмещать должности государственной службы и должности в общественных объединениях, быть руководителями филиалов политических партий и прочее.

Вместе с тем, членство указанных категорий должностных лиц в составе политических партий приводит к сращиванию партийных структур с государственным аппаратом, препятствует становлению эффективной партийной системы.

На практике, происходит формирование партийной бюрократии, подчиняющейся определённым партийным установкам и задачам. Особенно ярко административный ресурс проявляется при проведении выборов. Вместе с тем, предлагается деятельность Главы государства от поддержки одной политической партии переориентировать на поддержку всей политической системы, стимулировать развитие многопартийности, и обеспечивать равенство всех политических партий.

В целом, полагаем, что предложение о приостановлении членства в политической партии Президента Республики Казахстан и иных лиц, указанных в Послании Президента, особенно в условиях становления партийной системы и слабости действующих политических партий, как в организационном, так и в личностном плане, вполне разумно и необходимо, что обеспечит развитие политической конкуренции в стране.

Президент Республики Казахстан – это высшее должностное лицо государства. Он арбитр и гарант прав и свобод человека и гражданина. В силу своего особого конституционного статуса и полномочий он принимает меры по охране суверенитета, независимости страны и государственной целостности территории, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Данное положение обязывает Главу государства, не связывать себя с какой-либо одной политической партией, а действовать в интересах всего многонационального казахстанского общества.

Предложение о введении обязанности Президента Республики Казахстан прекратить членство в политической партии на срок исполнения президентских полномочий, а также об обязательном выходе из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Конституционного Суда Республики Казахстан обеспечит равенство политических партий перед законом.

Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий, будет способствовать появлению новых политических партий и движений, позитивно скажется на политическом климате нашей страны.

3) Глава государства в своем послании озвучил необходимость отхода от практики «ручного управления» путем исключения избыточных полномочий Президента и предоставления акимам и маслихатам больше самостоятельности при принятии решений на местах.

В частности, предложено исключить право Президента отменять и приостанавливать акты акимов регионов, а также освобождать от должности акимов районов, городов областного и районного значения, сельских округов.

Данная реформа должна поспособствовать усилению местных представительных и исполнительных органов (акиматы и маслихаты), в целом, политической модернизации, что также свидетельствует об отказе от «суперпрезидентской модели управления».

Пятое. Изменение модели формирования Парламента и в целом избирательной системы.

Предлагаются изменения по назначаемым Президентом депутатам Сената Парламента, число которых будет сокращено.

Так, сейчас верхнюю палату Парламента Сенат – образуют депутаты, избранные маслихатами (по 2 от каждого региона) и 15 депутатов от Президента (34 региона + 15 назначаемых Президентом = итого 49 депутатов Сената).

Проект же изменений в Конституцию предлагает сокращение квоты назначаемых Президентом депутатов с 15 до 10 депутатов, 5 из которых будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана (учитывая, что Указом Президента образованы 3 новые области, теперь по 2 кандидата от 20 регионов, т.е. 40+10 назначаемых Президентом, 5 из которых по рекомендации АНК= итого 50 депутатов Сената).

Как следствие, значительно снижается участие Главы государства в формировании верхней палаты представительного органа.

Мажилис же сейчас избирается по пропорциональной системе, то есть только через политические партии.

Согласно Конституции Мажилис сейчас состоит из 107 депутатов, включая 9 от АНК.

Предлагается же квоту от АНК – 9 депутатских мандатов – исключить, то есть в Мажилисе оставить 98 депутатов. Эти 98 депутатов будут избираться по смешанной системе: по системе пропорционального и одномандатного представительства, 100% на уровне районов, 50% на уровне области и порядка 30% на уровне Мажилиса.

Это означает, что часть депутатов будет избираться через партийные списки, часть – через прямые выборы кандидата народом.

Следует особое внимание обратить на введение императивного мандата, который будет действовать на всех уровнях. Что это такое? Это возможность отзывать избранного депутата (по одномандатному округу), если такой депутат, не удовлетворяет запросам общества..

Фактически – это механизм повышения ответственности избираемых депутатов и стимул претворения в жизнь заявляемых ими предвыборных программ.

При этом прекращение полномочий депутата при такой модели также смешанное: либо исключение кандидата из партийного списка, ликвидация политической партии либо отзыв депутата избирателями.

Механизм отзыва депутата избирателями будет дополнительно проработан в рамках законопроектной работы в случае одобрения данного изменения в Конституцию страны. Предполагается, как один из возможных вариантов отзыва депутата – создание соответствующей инициативной группы, сбор подписей граждан и т.д.

P.S. В соответствии с предлагаемыми поправками в статью 99 Конституции данный механизм будет введен в действие начиная с выборов депутатов Мажилиса Парламента

Шестое. Изменение параметров принятия законов. Сейчас законы принимаются путем последовательного рассмотрения законопроектов сначала в Мажилисе, потом – в Сенате. Теперь же предлагается законы принимать Мажилисом, а Сенат наделить правом одобрять либо не одобрять принятые законы.

В этой связи в целях усиления нижней палаты Парламента предлагается Мажилис наделить правом принятия законов, а также правом преодоления возражений либо предложений Сената. Сенат только будет одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом.

При этом проекты конституционных законов Палаты будут рассматривать на совместных заседаниях, это обусловлено тем, что конституционные законы представляют собой законы по вопросам, прямо установленным Конституцией Республики Казахстан.

Таким образом, усилится влияние нижней палаты Парламента, изменится баланс в политической системе.

Предлагаемая модель значительно упростит порядок принятия законов и, учитывая вышеназванную смешанную модель избрания депутатов, приведет к росту конкуренции взглядов и идей при принятии законов.

P.S. В соответствии со статьей 2 предлагаемых поправок в Конституцию данный механизм будет введен с 1 января 2023 года.

Касательно временных актов Правительства

В своем Послании от 1 сентября 2020 года Глава государства отметил, что излишняя законодательная регламентация деятельности исполнительной власти обусловила медленную работу государственного аппарата и «загрузила» Парламент. Президент акцентировал внимание на том, что в быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности. В этой связи была поставлена задача - обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации.

**Справочно: По итогам анализа опыта борьбы развитых зарубежных государств с короновирусной инфекцией государства были способны оперативно принять меры, благодаря институту делегированного законотворчества. Так, 25 марта 2020 года в Великобритании был принят закон о чрезвычайных полномочиях правительства на время пандемии коронавируса (Coronavirus Act 2020), который предоставил правительству дискреционные полномочия, в том числе на принятие нормативно-правовых актов, ограничивающих правосубъектность граждан и организаций, в различных областях (здравоохранение, социальная защита, образование, правоохранительная деятельность и др.).

23 марта 2020 года во Франции был принят закон о чрезвычайном положении для борьбы с эпидемией COVID-19 (Loi d'urgence pour faire face à l'épidémie de covid-19). Данный закон также предоставил широкие полномочия правительству, связанные, помимо прочего, с возможностью ограничить передвижение людей, реквизировать товары, установить ответственность за нарушение карантина и др.

Под делегированием законодательных полномочий понимается временная уступка (делегирование) парламентом органу исполнительной власти (как правило, правительству) некоторых законодательных полномочий.

Применение делегированного законотворчества предполагает строгое соблюдение процедур, а именно: обязательное издание парламентом закона, обязывающего определенные органы исполнительной ветви власти осуществлять функции, входящие в компетенцию парламента с указанием цели, срока, пределов использования переданных полномочий, круга вопросов, по которым возможно осуществление данных полномочий, а иногда и с указанием процедуры контроля над актами делегированного законодательства.

Важно отметить, что институт делегированного законотворчества впервые был применен в Англии в XVII веке. Первоначально делегированное законотворчество выступило главным образом как исключительная мера, применяемая при форс-мажорных обстоятельствах: при социальных и иных потрясениях, а также чрезвычайных обстоятельствах.

Позднее возрастающая роль правительства в выполнении функций государства обусловила распространение в ряде стран делегированного законотворчества, например, в США, Германии, Японии, Великобритании, Швеции, Мексике, Франции, Португалии, Испании, Италии. При этом законодательные полномочия делегируются не только непосредственно правительству, но и некоторым подчиненным ему органам – министрам, правительствам субъектов федерации и т.п.

Применение института делегированного законотворчества имеет конституционно (законодательно) установленные основания. Как правило, в тех странах, где данный институт применяется, это установлено в национальных конституциях или специальных законодательных актах (к примеру, в Дании, Исландии, Финляндии, Румынии Испании, Италии и др.). В странах общего права, где нет кодифицированной конституции, делегированное законотворчество применяется на основе сложившейся конституционной практики.**

Следует отметить, что во время пандемии коронавируса в Республике Казахстан Указом Президента от 16 марта 2020 года № 286, принятому в соответствии с подпунктом 16) статьи 44 Конституции, Правительству были переданы исключительные полномочия по принятию актов и даче поручений государственным органам, в том числе местным исполнительным органам. Данное решение позволило оперативно реагировать Правительству на кризисные ситуации, вызванные пандемией коронавируса. Таким образом, в целях оперативного реагирования государственными органами на кризисные ситуации предлагается предусмотреть в законодательных актах компетенцию Правительства по принятию временных нормативных правовых актов в кризисных ситуациях. Следует отметить, что данная норма будет строго ограничена такими ситуациями, как случаи возможности угрозы жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны. То есть Правительство не будет иметь права без веской необходимости принимать временные акты. Указанный механизм ранее носит исключительный характер и может быть применен только в ситуациях, не терпящих

Седьмое. Ограничения, связанные с пребыванием в должности некоторых лиц (КС, ЦИК, СК).

Предложено запретить состоять в политической партии, профсоюзах, выступать в поддержку какой-либо партии Председателям и судьям Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты.

Несомненно, что деятельность членов Центральной избирательной комиссии и Счётного комитета должна носить надпартийный характер, цели которых должны быть подчинены исключительно интересам всего государства.

Кроме того, необходимо отметить, что в отношении членов Конституционного Совета действуют косвенные ограничения, закреплённые в Конституционном законе «О Конституционном Совете», где в статье 1 «Статус Конституционного Совета», указано что «Конституционный Совет как государственный орган, при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов». Данная норма, по сути, обязывает членов Конституционного Совета быть нейтральными при принятии итоговых решений, однако закон не содержит прямого запрета иметь членство в составе политических партий.

В связи с этим закрепление на законодательном уровне ограничений на членство в политических партиях для вышеназванных должностных лиц устранит вероятность их влияния на внутрипартийные процессы, не допустит какое-либо вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно исключит и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти.

Также в инициативах Главы государства отмечена необходимость законодательного запрета акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий. Предлагаемые реформы нацелены на устранение таких рычагов, к которым можно отнести долгое доминирование одной политической партии, имевшей монополию в исполнительной и законодательной власти. Поэтому предложено запретить акимам занимать должности в политических партиях, что обеспечит демонополизацию политического поля.

Восьмое. Исключение всех норм, связанных со статусом Первого Президента.

Рабочей группой предложено внести поправки в Конституцию в части исключения трех норм, связанных с:

1) возможностью избираться Первому Президенту более 2 раз;

2) регулированием его деятельности отдельным конституционным законом «О Первом Президенте Республики Казахстан», в связи с чем, данный закон может быть поставлен на утрату;

3) неизменностью основополагающих принципов деятельности государства, заложенных Первым Президентом, и его статуса. Отдельно необходимо отметить исключение права экс-Президентов состоять в Конституционном Совете.

Точнее хотелось бы остановиться на разъяснении ряда поправок, которые, к сожалению, осталась вне интереса (поля зрения) СМИ – их значения для общества.

Девятое. Создание Конституционного Суда. Конституционный Совет в нынешней модели, вы знаете, рассматривает только обращения Президента, Премьер-Министра, депутатов Парламента и судов.

Предлагается же предоставить право обращения Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору и, самое главное, гражданам.

Это означает, что любой нормативный правовой акт может быть рассмотрен на предмет соответствия Конституции – речь идет о приказах министерств, утверждающих какие-либо правила и порядок, нормативных актах акима и вплоть до постановлений Правительства.

Сейчас их оспаривание НПА осуществляется в судах общей юрисдикции по правилам гражданского процесса.

Конституционный Суд – это мировая модель, призванная защищать конституционные основы государства и конституционные права человека. КС будет правомочна пересмотреть акт, в том числе закон, на основании которого выносится судебное решение.

P.S. В соответствии со статьей 2 предлагаемых поправок в Конституцию данный механизм будет введен с 1 января 2023

Десятое. Усиление правозащитных институтов.

Помимо создания Конституционного Суда, согласно проекту поправок в Конституцию, предложено статус Уполномоченного по правам человека как гаранта реализации прав человека закрепить в Конституции, а также повысить статус органов прокуратуры за счет урегулирования их правового статуса и гарантий на уровне Конституционного закона. Данный шаг говорит о том, что Казахстан идет в направлении усиления правозащитных институтов, главными целями которых являются защита прав граждан. Он позволит более эффективно обеспечивать соблюдение законности, защищать и восстанавливать права и свободы граждан, интересы бизнеса, общества и государства

Одиннадцатое. Предложено создать Высшую аудиторскую палату, которая будет отчитываться перед Мажилисом дважды в год об исполнении республиканского бюджета за счет чего усилится парламентский контроль за расходованием средств республиканского бюджета и реализацией государственных программ.

Данная новелла будет способствовать усилению влияния нижней палаты на бюджетный процесс и в целом на исполнительную ветвь власти, и главное способствовать, в итоге, эффективной реализации проводимых реформ, улучшению экономического развития государства, повышению уровня жизни населения.

P.S. В соответствии со статьей 2 предлагаемых поправок в Конституцию до формирования состава Высшей аудиторской палаты Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета продолжает осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством Республики

Двенадцатое. Изменение порядка назначения акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Сейчас акимы областей назначаются Президентом.

Следует отметить, что в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года, утвержденной Указом Президента в 2021 году, на местном уровне поэтапно вводится институт выборности акимов.

Так в прошлом году проведены выборы акимов сел и поселков, с 2025 года будут проводиться выборы акимов районов и городов областного значения.

Следует отметить, что Президент в этом направлении также идет по направлению снижения влияния на региональную политику.

Так, согласно пакету поправок в Конституцию Президент будет предлагать несколько кандидатур (минимум две, а может и более) на рассмотрение маслихата и маслихат будут выбирать акима из представленных кандидатур. Могут и не согласовать.

Фактически, и тут идет речь о сокращении существующих полномочий Президента, а также усилении влияния маслихата посредством косвенных выборов руководителей регионов. На данном этапе такой подход представляется наиболее демократически оптимальным с точки зрения построения государственного управления.


Таким образом, решение о принятии вышеуказанных реформ теперь зависит от воли народа. Население страны может проголосовать за данные поправки либо проголосовать против. Если проголосуют «ЗА», то заработает представленная модель изменений. Если же народ проголосует «ПРОТИВ», то поправки не будут приняты, и сохранится действующая модель. Выбор за гражданами страны.

Назад к новостям
Поделиться: